Главная | Greenhouz.ru | Разделы сайта | Благоустройство участка | Философия современных садов

28.04.2012

XX век опрокинул парадигму знаний прошлых эпох, явился потрясениями, коренными переменами в социуме, а отсюда - взрывами, переворотами, творческими метаниями, «жестокими заболеваниями» в искусстве, что ярко отображено во всем, с чем мы соприкасаемся. Но в нашем мире видимо все так и должно быть. В рукотворных ландшафтах эти же явления одновременно и нового, и традиционного, красивого и безобразного, высоты  и  падения,  здравого смысла и идиотизма, - все это правильно, так как абсолютно созвучно нашему времени и правдиво отображает его. Именно в этих понятиях берут начало и красивейшие, изысканные в своей гармонии современные парки и сады, и гектары пустых, бессмысленных ландшафтных пространств, укрытых газонами или высыпанных минеральной крошкой, или жестоко замощенных камнем; километры жестких, прямых, тупо расчерченных в садах агрессивных к окружению дорог и дорожек, ведущих из никуда в никуда; километры холмов, уставленных зонтами или укрытых цветными тканями «просто так» - как эстетические поиски неизвестно чего в наше одновременно странное и красивое время. В подобных ландшафтах в качестве деталей абсолютно нормально могут выглядеть креативно закомпонованные кучи неизвестно чего, но по большому счету мусора, и это называют «инсталляция», головы дохлых коров, помещенные в террариумы, скульптуры, вызывающие рвотный рефлекс - но, как и молитва отче наш, все это тоже искусство, так как ведет диалог с нашим глубинным восприятием мира - подсознанием, но жестоко больное. Ведь «король-то — голый»!



Итак, идеал недостижим. Стремление к нему должно быть всегда. Но идеалы-то разные! Поэтому не может быть однозначного ответа, какими должны быть композиционные принципы организации пространства, какие планировочные элементы в нем, детали, используемые как дополнение этого пространства и одновременно как переход от предметной среды к этому пространству. Но можно уверенно утверждать, что каждый создаваемый ландшафт как рукотворная среда должен отражать запросы тех, кого он будет обслуживать как пространство для функции одновременно рекреационной, эстетической и экологической. Сады есть и будут разные, как все мы. И это правильно.