Главная | Greenhouz.ru | Разделы сайта | Благоустройство участка | Стилевые направления арт-ландшафтов

09.05.2012

Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве XX века, принципиально отказавшемся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные».

Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства — авангардистского направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев - это устройства для визуализации ветра».

 

Теоретики кинетического искусства отдают предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению художественных форм. «Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм, миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь», — писал итальянский художник-новатор Лючио Фонтана в 1946 году в «Белом манифесте», призывающем к искусству, охватывающему различные области науки и техники.

 

Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале 2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro создали инсталляцию Arbores Laetae — «Радостные деревья». Она представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени. «Когда я гулял сам по тропинке — дерево следовало за мной, и это было довольно странно...» - говорит один из авторов проекта мистер Скофидио.

 

«Артефакты» - произведения на грани скульптурных композиций в ландшафте, появляются в конце 1970-х начале 80-х годов. Артефакт - это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (арт-факт), требующий полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой - это как вечная символическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но оно таинственным образом случается». Искусственный объект-артефакт - символ технической части мира. Он ничем не нарушает природной среды; артефакт возникает и исчезает по воле художника.

Яркий пример артефакта в ландшафте - сад в Генте (Бельгия). Он украшен современными элементами: три органических деревянных скульптуры намеренно созданы контрастными этому традиционному саду. Структура артефактов объединена с рядом липовых деревьев, по ним вьются специально высаженные плетистые розы. В темное время суток желтое и красное освещение придает ландшафту мистический оттенок. Другой пример - искусственные элементы в структуре городских общественных пространств. Так, акцентами площади Гранд Кэнэл в Дублине (Ирландия) являются «красная дорожка», вымощенная недавно созданным «прорезиненным стеклом», и светящиеся красным наклонные «колонны», своим расположением имитирующие эффект городской суматохи.

 

Инсталляции (от англ. installation - установка) имеют много общего с артефактами. Инсталляции - это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887-1968) и сюрреалисты.

 

Создавая в современных садах необычные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Одна из самых эффектных световых инсталляций «Поле Света» была создана осенью 2008 года в Корнуолле (Англия) в рамках проекта «Эдем» британским дизайнером Брюсом Манро. Территория площадью 1200 м, заполненная шестью тысячами акриловых трубок, с расположенными внутри оптоволоконными кабелями под стеклянными сферами, с наступлением темноты расцветала тысячами огней. Автор вдохновлялся природными процессами пустыни, когда голая выжженная земля оживает после дождя.

Серия инсталляций французского графического дизайнера S bastien Preschoux «Человек против машины» выражает протест технологическому засилью в жизни человека. Мастер наполняет природные пространства сплетенными вручную «паутинами»: «Мне нравится добавлять в окружение, в котором нет графического начала, яркие нити и выплетать из них геометрические узоры... В своих работах я концентрируюсь на линиях и их повторениях, пытаясь через них воспроизвести игру солнечных лучей в природе...»

 

Создание инсталляций в ландшафте становится все более популярным направлением, однако пока остается в рамках выставочных показов - такие композиции чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу всегда являются акцентом.

 

«Архитектурный сад» появился в результате стремления объединить в одно целое ландшафт и архитектуру. Он отражает современные тенденции в сфере архитектуры и дизайна.

Один из самых ярких примеров архитектурного сада - «Перекрестный сад» в Мадриде, выполненный испанским архитектурным бюро ElisaValero. Новые пространства, необходимые художественному музею Пласидо Аранго, были спрятаны в недрах «Перекрестного сада», выдавая свое присутствие лишь ритмично расположенными световыми колодцами, создающими отраженную фактуру неба на зеленой равнине днем и излучающими тусклый свет ночью. Сад объединяет все музейные постройки и является «пространством для созерцания», в котором физическое присутствие архитектуры принимает второстепенное значение. Архитектурный сад Palo Christi в Аризоне (США) выполнен в духе работ мексиканского архитектора XX века Луиса Баррагана -простым, естественным, удобным и эффектным. Использовались характерные для Баррагана приемы - желоба для воды, цветные оштукатуренные стены, формирующие «внешние комнаты» с эффектными видами. Даже тени, падающие от архитектурных элементов, не случайны - были найдены наиболее интересные «теневые узоры» в разное время суток. Архитектор Стив Марино свою работу назвал «постановочным дизайном ландшафтной архитектуры». Местная флора сочетается здесь с простой, рафинированной архитектурой. Простое, дикое пространство создает устойчивое ощущение места и связи с историей и регионом. Еще один архитектурный «Сад без границ», созданный Jane Sarah Bihr-de Salis и Garten Lukoschus-Dinter в Швейцарии, также имеет простые и понятные формы, но при этом является живым и уязвимым. Дизайнеры задали себе вопрос - действительно ли сад должен иметь видимые границы? - и создали пространство, плавно перетекающее в окружающие поля. Пространственное разграничение участка и интересные перспективы создают живые стены из подстриженных грабов. Действительно, кажется, что сад от Jane Sarah Bihr-de Salis безграничен.