Главная | Greenhouz.ru | Разделы сайта | Благоустройство участка | Лэнд-арт
Восхищение, трепет, недоумение, шок - бурю эмоций вызывает у зрителей особый вид искусства - лэнд-арт. Равнодушно созерцающих неоднозначные, удивительные композиции, не бывает
11.12.2012

В этом жанре работают художники, скульпторы, дизайнеры, архитекторы, все, кто увлекается ландшафтной темой и не мыслит своего творчества без экспериментов. Они постоянно ищут все новые и новые формы самовыражения.

Лэнд-арт (от англ. land art - «земляное искусство», «искусство земли», либо аббревиатура от Landscape Art, «искусство в пейзаже», также используют термины earth art, site specific ect) - направление в изоискусстве последней трети XX века. Лэнд-арт появился в США в конце 1960-х годов, как раз на пике популярности различных мятежных общественных течений (тех же хиппи), протестующих против консервативных устоев общества. Его приверженцы стремились к полному разрыву с зависимостью от любых обязательств перед обществом, и особенно категорично выступали против коммерциализации искусства. Они разработали принцип творчества, результаты которого невозможно было ни купить, ни продать. Пионерами лэнд-арта  называют Роберта Смитсона и Майкла Хайзера.

В качестве главного художественного материала и объекта лэнд-арт использует реальный пейзаж. Классически окружающая природа служит для таких объектов не просто красивым фоном, она скорее выступает полноправным соавтором художественного сообщения,    диктующим    и   задающим направление. При этом созданная композиция плотно взаимодействует и очень органична с пространством. Хотя есть и такие работы, где окружающая природа не текст, а контекст произведений, декорация, служащая фоном. По сути, данный термин используют, чтобы охватить огромный диапазон художественных проектов, разнящихся как по масштабу и подходу к созданию, так и долговечностью самих инсталляций. Одни представители лэнд-арта роют рвы и траншеи, возводят искусственные холмы, гигантские скульптуры, раскрашивают горы, творят по образцу природы. Другие упорядочивают пространство - создают правильные формы там, где их изначально не могло быть, дополняют ландшафт объектами, которые подчеркивают его уникальность. Материал для творчества - и «холст», и «краски», предоставляет сама природа, в дело идет земля, грязь, камни, деревья, листва, ветви, колючки, трава, лепестки цветов, вода, снег и т.д. Тот либо иной образ может возникнуть вследствие ритмичного преобразования местности или же будучи продиктован самим природным рельефом, сменой сезонов, природных циклов. В любом случае художник всегда оставляет возможность зрителю домыслить увиденный образ. Лэнд-арт объекты создают вдалеке от населенных мест, по сути, у художника в таких условиях возникает возможность абстрагироваться от суеты цивилизаций, прислушаться к ритмам природы и услышать их. Элементы лэнд-арта используют, безусловно, и в ландшафтном дизайне. Однако жестких параллелей проводить между лэнд-артом и ландшафтным дизайном, пожалуй, не стоит, это не идентичные понятия. Лэнд-арт, прежде всего, возбуждает эмоции, для дизайна же первична функциональность, удобство, пусть и пропущенные через призму эмоционального восприятия.

 

В силу ряда причин произведения лэнд-арта, как правило, недоступны широкому кругу зрителей. Так, например, одни объекты удалены территориально, чересчур масштабны. Дело в том, что глубину и своеобразие многих произведений можно полноценно оценить лишь с высоты птичьего полета (работы Эндрю Роджерса либо, если говорить об Украине, приграничный лэнд-арт Ярослава Козяра).

Другие же работы практически эфемерны - композиции из льда и глины, камней и цветов, ветвей и травы. Порой они могут просуществовать лишь несколько минут, прежде чем рассыплются, растают, завянут (наглядно могут проиллюстрировать такую скоротечность картины Ричарда Шиллинга, Энди Голдсуорси). Некоторым инсталляциям суждено простоять сезон либо более, все зависит от долголетия используемых материалов (работы Корнелии Конрад, Николая Полисского). Но затем, как и все в нашей жизни, они исчезнут, пройдя все фазы природного цикла.

Дабы запечатлеть свои детища, художники используют фотографии, фильмы, карты и рисунки. Здесь, как справедливо замечают критики, возникает главное противоречие с основной идеей лэнд-артников уйти из галереи, создавать творения, которые не покупаются и не продаются. Тем не менее, лэнд-арт инсталляция, безусловно, остается на природе, а вот фотографии и зарисовки благополучно возвращаются в экспозиции и коллекции галерей.