Главная | Greenhouz.ru | Разделы сайта | Благоустройство участка | Исторический аспект в создании ландшафта

28.04.2012

В ту или иную эпоху великие исторические стили несли разные характерные черты, и это та основа, канва на которой зижделось все мировоззрение человека, его восприятие. Если мы возьмем античную эпоху, то самыми характерными особенностями ее на уровне идеи являются простота, ясность, гармония. Это абсолютная простота, детская открытость, возведенная в ранг самой высокой эстетики. Достаточно почитать античных авторов. Ведь там древние греки - это малолетние, но мудрые дети, открытые, ясные, чистые. И человеку с такими чертами - я не сомневаюсь - будет близок именно такой ландшафт. Ему понравится античный сад. Он ничего об этом может не знать, но будет тяготеть к этой эстетике. И мастер, создающий эту среду, поймет этого человека, ощутив его, почувствовав. Именно с этой позиции вопросы стилевых характеристик могут быть полезны для проектировщика ландшафта.

Какими же были античные сады? Это сады абсолютной простоты, гармонии, планировочно практически нетронутые. Это открытые, цветущие, залитые солнцем, предельно естественные рощи для сказочных мистерий, «населенные» античными божествами, мы очень мало знаем об этих садах. Мы можем судить о них лишь по описаниям, в том числе и современников, в поэзии и прозе той поры. Античные сады не сохранились, за исключением нескольких объектов, среди которых наиболее полным является Вилла Адриана. В этих нескольких объектах сохранился рельеф. Кстати, ландшафтный объект считается сохраненным, если сохранился его рельеф. Может уже не существовать ни водоемов, ни строений, ни деревьев, но если сохранен рельеф, значит, сохранился сад.

Античный сад у древних греков был небольшой по площади. Он был спланирован очень мягко. Чаще всего регулярный, его простой и чистый план в ортогональной сетке, был гармоничен с природой. Он существовал в окружающей среде, не нарушая ее жесткими линиями построения. Это же характерно и для римских античных садов, но их пространство было крупнее и сложнее.

Все малые формы и детали в этих садах гармоничны, сомасштабны пространству, размещены не доминируя, а как бы дополняя его. Это скульптуры, вазы, кратеры, изысканно декорированные, воплощали в себе эстетический идеал эпохи, чистоты и простоты.

Идея романского стиля, если можно так сказать, это абсолютное подчинение высшей силе. Такой была и архитектура - очень простая, ясная, логичная, тяжеловесная и одновременно яркая.

 

В садах это проявляется через основу пространства, через то, как решено это пространство, как решена его конструкция. Это максимально естественный, природный ландшафт с небольшими замкнутыми садами при монастырях или зажатыми городскими стенами. Фактически садов в нашем понимании здесь не было. Это были утилитарные сады, виноградники. Декоративные сады были миниатюрными. Они обязательно смешивались с утилитарными овощными, виноградниками в цветах. Никакими особенными деталями они не отличались. Это были сады с непременным условием: огражденные стенами. Ассортимент растений был ограничен, но обязательно сочетал кустарники и травянистые растения. Однако для декоративных деревьев места не было. Возможно, человеку аскетичному, человеку с созвучными той эпохе внутренними свойствами нужен именно такой же сад: маленький по площади, уютный, удобный, простой в плане, огражденный, сочетающий черты утилитарного и декоративного. Собственно, таким и был романский сад.

 

Готический сад. Многим кажется, что эпоха Средневековья в Европе - грустная и жестокая. На самом же деле это была эпоха, в каждый год которой более ста дней составляли праздники, чаще религиозные. Люди не работали, а отдыхали, проводили время в массовых гуляниях, шествиях и карнавалах. И отношение к жизни было в целом открытое, что, собственно, отразилось в огромных витражных проемах и рвущихся ввысь шатрах соборов, пронизывающих «небо». Сады в замкнутых пространствах, огражденных стенами, были радостные и цветные. Здесь уже огромную роль играл яркий орнамент в геометрии сада, что делало его сложнее и изысканнее, чем в романскую эпоху.

 

Сад эпохи Возрождения — это сад как произведение искусства.

Эпоха   провозгласила   новые ценности для человека: открытый взгляд на мир, его устройство, красоту и прославление природы и человека в ней. Эти ценности созвучны античным. После тысячелетнего сна Европа очнулась, человек возродился, вспомнил о своей земной сущности, возвратился к идеалам античной эпохи. Так же, как и античные, рукотворные ландшафты Возрождения простые и ясные, геометричные в плане. Решение пространства широко, открыто, ориентировано на внешний мир. Сады на террасах открывают дальние виды, что является основой построения их в тот период. Самые яркие примеры садов того времени - симметрично спланированные и изысканно рукотворные Вилла Боргезе, сады Боболи, Вилла Д'Эсте (Италия). Сады предельно гармоничные, лаконичные, геометричные и очень уравновешенно вписанные в рельеф. Эти сады органичны, часто расположены на сложном рельефе, не разрушая, а мягко преобразуя его. Их пространство наполнено театральными эффектами, украшено сложными архитектурными декорациями, активно дополняется малыми формами и скульптурой. Здесь уже появляются новые планировочные элементы - скульптурные гроты, колоннады. 

Вилла Боргезе

На смену Возрождению пришло Барокко, наполнив сады роскошными пространственными сюжетами философии окружающего мира, изображением борьбы в среде стихий, воды, земли, воздуха, так созвучными мировоззрению эпохи. В архитектуре произошло изменение отношения к пространству: оно разрывалось и изменялось архитектурными формами. Они динамично жили в этом бурлящем пространстве, играли с ним, разрывая его и делая иллюзорным. Здесь нет ничего статичного, сады такие же сложные, бурные по композиции, креативные, играют этой ландшафтной средой многими уровнями, дальними и ближними перспективами, преобразованными до неузнаваемости.

Эти сады характеризовало динамичное пространство, многоярусное, со сложными и даже невероятными постройками. Как, например, молочная ферма или хижина заброшенного вида, блистающие в интерьере роскошью, золотом и парчой. Вся территория сада богато и роскошно декорирована. Подобно преобразованному миру такими же преобразованными должны были быть и все растения. Формовка достигла небывалого изощрения. Деревья в форме птиц, скульптур зверей, насаждения превращались в залы, колоннады; широкие партеры светились яркими красками узоров из цветных битых стекол, угля, мраморной крошки, выполнявших роль ковровых цветочных растений, которых еще не было в культуре.

На смену Барокко пришло Рококо, что для рукотворного ландшафта означало то же самое Барокко, но в самом вычурном его исполнении.

Здесь характерны самая яркая декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и абсолютная театральная иллюзорность ландшафтной среды. Это и есть воплощение стиля, визуально изменяющего, разрывающего и опрокидывающего пространство. Малые формы и детали созвучны идее такого пространства, очень декоративны, вычурны, порой даже перегружают его, доминируя, а не вписываясь в него.

 

Сады Классицизма, так же, как и Романтизма, содержат в своих истоках идеализацию живой природы, античности, влияния восточных культур. Свободная композиция садов воплотила эту эстетику грандиозных пространственных событий ландшафтного сценария. Это уже не покорение природной ландшафтной среды геометрией, как в прошлые эпохи, это изысканная среда с романтическим налетом заброшенности, мелодичности и уюта.

Композиционно и гармонично едины все планировочные элементы, сооружения и малые формы. Здесь актуальными стали возведенные руины различных исторических эпох, романтичные, загадочные по композиционному сюжету таинственные пещеры, гроты, искусственные холмы - «парнасы». Краски таких садов несколько сдержанны, природны, нежны и нюансны. Все растения абсолютно декоративны в своей естественности. Как и вся эпоха.

 

В архитектурном стиле, именуемом Эклектизмом, сохранены главные тенденции формирования пространств садов Классицизма и Романтизма, но с активным заимствованием «цитат» из садов прошлых эпох, что характерно также для малых архитектурных форм, и для деталей.

 

Модерн - последний из великих архитектурных стилей - явил нам сады, в основе своей продолжившие композиционные тенденции Романтизма. Здесь уже часто выступает регулярная планировка, но в спокойных приглушенных тонах, и, конечно же, как фрагмент всего плана. Только в садах Модерна можно встретить сочетание регулярного плана и романтической заброшенности в нем. В этих садах постройки и малые формы подчинены всей композиции пространства, не контрастируют с окружением, как в Барокко, а спокойно, как-то певуче дополняя его. Как скульптуру, так и детали, отличают мягкие плавные линии, так характерные для Арт-нуово